Примененные на Тойоте Авенсис предохранители ножевого типа защищают электрическое оборудование от перегрузок при коротких замыканиях. Элементы традиционно расположены под капотом и в панели приборов. Количество и номинал вставок зависят от типа двигателя и комплектации автомобиля.
Схемы блоков предохранителей в салоне Toyota Avensis
В приборной панели установлены основная распределительная коробка и дополнительный модуль. Узлы находятся со стороны левой коленной чашечки водителя или пассажира (для версий с левым и правым расположением руля соответственно). Для доступа к коробкам необходимо снять пластиковый кожух, на который нанесены номера и назначение защитных элементов. Расположение блоков идентично на машинах с кузовом T250, собранных как в 2004-м, так и в 2008-м.
При установке навигации на машины для стран с левосторонним движением под креслом водителя крепили дополнительный контроллер.
Первый блок
В основном салонном блоке расположены предохранители:
- подушек безопасности, комбинации приборов и цепей, поддерживающих пуск двигателя;
- электрического мотора люка в крыше;
- противотуманного сигнала в заднем фонаре;
- головных противотуманных огней и контрольного индикатора включения;
- системы пуска двигателя;
- подсветки приборной панели, центральной консоли и емкостей для мелких предметов;
- системы омывания и очистки заднего стекла (опция);
- сигнализатора включения передачи заднего хода и указателей поворота;
- прикуривателя;
- системы подогрева сидений и муфты кондиционера;
- мультимедийной системы и электрических приводов зеркал;
- моторов регулировки передних кресел (опция);
- габаритов и дополнительных цепей, поддерживающих работу внешнего освещения;
- диагностической колодки;
- розетки для подключения дополнительного оборудования;
- центрального замка;
- системы очистки и омывания передних фар и ветрового стекла;
- вентилятора контура охлаждения, усилителя рулевого управления и блока ABS;
- ламп сигналов торможения и блокиратора, установленного в селекторе переключения скоростей АКПП.
Предохранители имеют номинал от 7,5 до 20 А, часть цепей разделена на левую и правую стороны, что позволяет снизить силу тока в проводке.
Некоторые системы имеют многоступенчатую защиту. Например, цепи пуска двигателя проходят через несколько предохранителей. Водитель может обнаружить вышедшую из строя плавкую вставку после осмотра каждого элемента или с помощью тестера. В блоке расположены реле габаритного освещения, отопителя, подогрева сидений и системы зажигания, предотвращающие коммутацию цепей, рассчитанных на повышенную силу тока (до 80 А).
Второй дополнительный
В дополнительном блоке расположены предохранители:
- приводов стеклоподъемников (на каждый мотор отдельный элемент);
- электроники в коробке передач;
- блокиратора крышки горловины топливного бака;
- системы обогрева ветрового стекла в зоне покоя щеток системы очистки;
- муфты привода компрессора кондиционера;
- информационного дисплея и системы распределенного впрыска бензина;
- обогрева зеркал заднего обзора;
- магнитолы;
- плафонов освещения салона и дополнительной подсветки пространства для ног;
- модуля беспроводного управления.
Предохранители имеют номинал от 7,5 до 20 А, в блоке расположены резервные гнезда, используемые для хранения запасных вставок. Если автомобиль оснащен креслами водителя и переднего пассажира с электрическими настройками, то в коробке устанавливается элемент номиналом 30 А. Силовые реле, отвечающие за включение стартера, противотуманных фар и системы очистки лобового стекла, расположены внутри панели приборов.
Контроллер бензонасоса (на машинах с моторами, оснащенными искровым зажиганием) находится рядом с дополнительным блоком предохранителей.
Расположение блоков предохранителей в моторном отсеке
Расположение и конфигурация распределительных коробок и реле под капотом зависят от типа двигателей:
- на машинах с бензиновыми силовыми агрегатами имеются вставки, отвечающие за работу системы зажигания и впрыска топлива;
- на автомобилях с дизелем предусмотрен блок реле для обеспечения работы свечей накаливания и автономного отопителя.
1AZ-FSE, 1AZ-FE, 1ZZ-FE, 3ZZ-FE
На технике с бензиновым мотором в основном блоке вдоль правого крыла находятся вставки для защиты цепей:
- системы зарядки аккумулятора;
- питания штатной магнитолы;
- системы зажигания и пуска мотора;
- указателей направления поворота и аварийной сигнализации;
- звукового предупредительного сигнала;
- контроллера системы распределенного впрыска бензина;
- обогрева заднего стекла;
- модуля очистки фар головного освещения;
- электрических моторов печки и вентиляторов системы охлаждения;
- управления положением дроссельной заслонкой;
- электромотора и контроллера усилителя рулевого управления.
В отдельную коробку, расположенную около рамки радиатора, вынесены элементы для защиты ламп фар головного света и реле, отвечающие за подачу питания к мощным потребителям. Над кожухом усилителя тормозной системы находится коробка с предохранителями, рассчитанными на силу тока до 100 А. Вставки отвечают за питание общих цепей, жгуты которых расходятся по кузову и могут подключаться к элементам в основном и салонном блоках. Подобная планировка моторного отсека характерна для всех машин с кузовом T250 (например, выпуска 2006 или 2007 гг.).
1CD-FTV
При использовании дизеля в основном блоке появляется предохранитель на 25 А, обеспечивающий защиту контроллера системы ABS. Также имеется вставка цепи питания модуля предварительного подогрева топлива. Машины с 1CD-FTV имеют дополнительный отопитель с отдельным защитным элементом. Из-за особых требований к охлаждению мотора присутствуют 3 реле управления вентилятором.
В дополнительном блоке, расположенном над усилителем тормозной системы, находятся предохранители:
- вспомогательной системы подогрева охлаждающей жидкости (2 элемента по 50 А);
- свечей накала, обеспечивающих легкий пуск дизеля в мороз;
- общей защиты (номинал 140 А).
В коробке находятся 2 реле управления отопителем. Она отличается по габаритам и конфигурации от модуля, используемого на машинах Avensis Т250 с бензиновыми моторами.
Процедура замены предохранителей своими руками
При выходе вставки из строя следует отключить зажигание и снять клемму с батареи. Затем необходимо найти под капотом или в салоне неисправный элемент и вынуть предохранитель пластиковыми клещами, расположенными в коробке. Новая вставка должна иметь номинал, соответствующий требованиям изготовителя. Применение временных решений не допускается (например, проволоки или куска фольги), запрещено применять элементы с повышенным номиналом из-за риска перегрузки цепи при коротком замыкании и последующего возгорания слоя изоляции.