В гидромеханических коробках передач используется специальная жидкость, которая деградирует в процессе эксплуатации, насыщаясь частицами износа фрикционов и зубчатых колес. Замена масла в АКПП на Камри 50 обеспечивает нормальную работоспособность агрегата и относится к числу регламентных работ. Владелец может произвести частичный слив отработавшего материала, полное обслуживание осуществляется в условиях специализированного сервиса.
Частота замены
Завод-изготовитель предписывает проведение инспекционной проверки масла в картере коробки через каждые 2 года эксплуатации или 40 тыс. км пробега. Заменить жидкость следует через 4 года (или 80 тыс. км пробега) или при обнаружении мастером помутнения или металлической стружки.
Признаки, указывающие на необходимость досрочного обслуживания:
- рывки или запаздывания при переключениях ступеней вверх или вниз;
- обнаружение на щупе металлической стружки;
- потемнение жидкости или появление горелого запаха.
Особенности Тойоты Камри 50
На автомобилях Тойота Камри V50 с мотором объемом 2,0 л, собранных до проведения рестайлинга в 2014 г., использовалась 4-ступенчатая автоматическая трансмиссия, позаимствованная у предыдущего поколения V 40. После модернизации код модели изменился на V 55, стала устанавливаться 6-скоростная коробка (аналогичная агрегату, применявшемуся на двигателях объемом 2,5 и 3,5 л), обеспечивавшая улучшение динамических характеристик и снижение расхода топлива. Все агрегаты относятся к гидромеханическому типу и обслуживаются по одинаковым методикам.
Выбор масла для АКПП
В картере АКПП находится специальная трансмиссионная жидкость, обеспечивающая охлаждение деталей и удаляющая продукты износа от контактирующих поверхностей. Материал проходит через бумажный фильтр, обеспечивающий отделение мелкодисперсных примесей.
По мере засорения снижается пропускная способность элемента и падает эффективность очистки, поэтому деталь меняется вместе с жидкостью при проведении обслуживания.
Оригинальный производитель
С завода в автоматической трансмиссии используется жидкость Toyota ATF Type WS на синтетической основе, выдерживающая нагрев до +130°С и не застывающая при падении температуры окружающей среды до -44°С. В состав материала входят присадки, снижающие скорость износа деталей и обеспечивающие удаление следов коррозии. Масло поставляется расфасованным в жестяные канистры объемом 4 и 1 л (артикулы — 08886-02305 и 08886-80807 соответственно), дилеры закупают материал в 20-литровых емкостях (код производителя — 08886-80803).
Аналоги трансмиссионного масла
Кроме оригинального материала Toyota ATF Type WS, можно использовать жидкости:
- United ATF MV-66. Отличается увеличенной кинематической вязкостью при температуре +40°С. Теряет текучесть при охлаждении до -46°С.
- Valvoline ATF. Кристаллизуется при -44°С и содержит дополнительные присадки на основе бора, фосфора и цинка.
- Idemitsu ATF Type TLS-LV. Рассчитана на температуру окружающей среды до -57°С.
- Amsoil Signature Series Fuel-Efficient Synthetic ATF. Обеспечивает снижение расхода бензина и не застывает при охлаждении до -60°С.
Как отличить оригинал от подделки
Основные признаки подделки:
- поле штрихкода и заводская этикетка на задней стенке емкости окрашены в белый цвет вместо серого;
- сварной шов имеет щель между листами, на оригинальной банке стык ровный с перехлестом;
- буквы ни лицевой части имеют светлый оттенок, на оригинале используется серая краска;
- ручка приварена с перекосом, подлинная продукция имеет аккуратную сварку;
- пробка после открытия не обеспечивает герметичность емкости;
- цвет подделки менее насыщенный, оригинал окрашен в ярко-розовый оттенок.
Проверка уровня масла перед заменой
Алгоритм проверки уровня жидкости зависит от числа передач:
- В 4-скоростном агрегате имеется трубка, выведенная в моторный отсек. Внутри магистрали расположен стальной щуп с пластиковой рукояткой, на рабочем элементе нанесены отметки уровня жидкости в горячем и холодном состоянии. Для проверки необходимо вынуть стержень, протереть чистой салфеткой, а затем вставить назад до упора и снова вытащить. На остывшей коробке при заглушенном двигателе масло должно находиться на засечке Cold, на горячем агрегате (при работающем моторе) уровень повышается до отметки Hot.
- В 6-ступенчатом узле измеритель уровня вкручен в сливное отверстие. Проверка осуществляется на подъемнике после прогрева мотора и трансмиссии до рабочей температуры. При нормальном уровне после выкручивания сливной пробки жидкость капает отдельными каплями (при работающем моторе). Запрещается проводить тестирование на остановленном двигателе, поскольку из картера вытечет часть масла.
Что понадобится для замены
Набор необходимых деталей и инструментов:
- рабочая жидкость (объем зависит от способа замены и типа коробки передач);
- картонная прокладка поддона (подбирается по модели АКПП);
- новый фильтр (конструкция и номер детали зависят от модификации агрегата);
- резиновое кольцо фильтрующего элемента (поставляется в наборе или приобретается отдельно);
- уплотнительная шайба сливной пробки и воронка с удлинительной трубкой (требуются в случае частичной замены);
- жидкость для удаления загрязнений с поверхностей поддона;
- чистая ветошь;
- емкость для сбора отработавшего раствора (объем зависит от модели АКПП);
- динамометрический ключ с набором сменных головок для 6-гранных гаек и болтов.
Инструкция по полной замене масла
Для полноценной замены жидкости в АКПП Toyota Camry V50 требуется специальная насосная станция, которая прокачивает материал через рабочие каналы, вымывая отложившуюся грязь. Для проведения работ потребуется 15-16 л масла, которое затем частично утилизируется.
Методика не рекомендуется для автомобилей с пробегами более 120 тыс. км, поскольку возможно засорение клапанов гидравлического блока посторонними частицами.
Слив старой жидкости
Алгоритм удаления старого материала:
- Подключить напорный и сливной шланги аппарата к картеру трансмиссии.
- Заправить в расходный бак 13-14 л жидкости, а затем запустить двигатель и включить внешний насос.
- Дождаться прокачки раствора, визуально оценивая состояние и цвет жидкости на выходе из картера.
- После расходования материала отключить оборудование и заглушить двигатель.
Очистка пространства
Последовательность действий:
- Снять элементы защиты нижней части корпусов двигателя и коробки скоростей.
- Протереть внешнюю часть поддона от грязи сухой ветошью.
- Отвернуть болты крепления и аккуратно отделить резервуар от картера.
- Вылить оставшуюся в поддоне жидкость (1,5-2 л), а затем промыть деталь чистым бензином или керосином.
- Удалить остатки уплотнительной прокладки с сопрягаемых поверхностей.
Замена масляного фильтра
Для установки нового масляного фильтра необходимо:
- Отвернуть крепежные болты и вытянуть корпус из посадочного гнезда.
- Надеть на патрубок нового фильтра резиновое кольцо и поставить узел до упора.
- Затянуть болты крепления.
Заливка нового трансмиссионного масла
Для заправки масла необходимо:
- Уложить прокладку на кромку поддона, а затем прикрутить узел к корпусу АКПП с равномерной затяжкой болтов.
- На машинах с 4-ступенчатой трансмиссией вставить воронку в отверстие для щупа. В случае использования 6-скоростного агрегата потребуется снять левое колесо и подкрылок, а затем вывернуть пробку заливного отверстия.
- Залить масло, контролируя уровень по щупу (на старых АКПП) или до момента начала течи через контрольную трубку (на 6-скоростных агрегатах, работы проводятся при работающем моторе).
Частичная замена масла
Алгоритм частичной замены масла в 4-скоростной АКПП:
Установить машину в гаражный блок со смотровой ямой или на механический подъемник. Опорная поверхность должна обеспечить горизонтальное положение кузова.
- Демонтировать защитные экраны, а затем аккуратно отвернуть сливной болт.
- Подставить емкость и выждать 5-10 минут для слива максимального объема жидкости.
- Ввернуть пробку на место (со старой шайбой), а затем поочередно выкрутить болты крепления поддона к картеру коробки. Часть креплений расположена под элементами переднего подрамника. Для доступа к головкам использовать угловой накидной ключ.
- Снять поддон и промыть внешнюю и внутреннюю поверхности и магниты бензином или органическим растворителем, а затем протереть сухой тряпкой или ветошью, не оставляющей ворса.
- Отвернуть 3 болта крепления фильтра и демонтировать элемент, приложив усилие, направленное вниз. После снятия из отверстия выльется 100-150 мл жидкости.
- Надеть на новый фильтр уплотнительное резиновое кольцо (использовать старую шайбу не рекомендуется), а затем закрутить 3 крепежных болта.
- Протереть сопрягаемую плоскость поддона сухой ветошью и уложить новый уплотнитель. Наносить слой герметика не требуется.
- Аккуратно совместить нижнюю крышку с картером АКПП, а затем наживить 2-3 болта крепления (нанести на резьбу фиксатор).
- Закрутить остальные болты и затянуть резьбовые соединения моментом 40 Н/м. При чрезмерном усилии происходит разрушение прокладки, приводящее к течи рабочей жидкости.
- Вывернуть сливную пробку, установить новое кольцо, а затем затянуть резьбу.
- Вынуть щуп и вставить в отверстие наконечник воронки.
- Залить свежее масло (необходимый объем жидкости определяется по количеству слитого материала).
- Проверить уровень, который должен находиться на уровне Cold (холодный), нанесенном на стержне щупа. Если количества раствора недостаточно, то необходимо долить жидкость.
- После смены масла запустить двигатель, а затем последовательно перевести рычаг переключения по всем позициям, делая паузу в каждом положении на 3-4 секунды.
- Остановить мотор и проверить уровень. Если отметка находится ниже засечки Cold, то требуется долить жидкость.
- Установить на место снятые защитные экраны и совершить тестовую поездку на расстояние 20-25 км, позволяющую прогреть АКПП до рабочей температуры.
- Проверить уровень жидкости при работающем моторе. Он должен подняться до отметки Hot (горячий).
В 6-ступенчатой коробке Aisin вместо щупа для проверки уровня используется пластиковая трубка, ввернутая в сливное отверстие.
Для удаления жидкости измерительный элемент выкручивается. Уровень проверяется на прогретом агрегате с работающим мотором. При отворачивании сливной пробки из отверстия должны поступать одиночные капли. Если течи нет, то требуется долить жидкость через отверстие на боковой части картера.
Вместо заключения
Ресурс и надежность работы автоматической трансмиссии на Camry V50 зависят от состояния трансмиссионного масла и своевременности обслуживания. При регулярной проверке объема и своевременной замене агрегат выдерживает пробег более 300 тыс. км. Владелец может частично поменять жидкость и установить новый фильтр самостоятельно или в условиях небольшой частной мастерской. Для полноценного обслуживания АКПП необходимо посетить сервисный центр.