🏁Удаление или замена катализатора на Тойоте Приус 20


Катализатор на Приусе 20 предназначен для дожигания углеводородов и окислов азота, содержащихся в выхлопных газах. Из-за постепенного износа эффективность работы узла падает, что приводит к падению мощности двигателя и включению индикатора Check Engine в комбинации приборов. Владелец автомобиля может удалить нейтрализатор с перепрограммированием блока управления мотором или установить новый катализатор (оригинальный или аналог).

Катализатор Приус 20
Катализатор на Тойоте предназначен для дожигания азота.

Что такое катализатор на Тойоте Приус 20

В 80-х гг. прошлого столетия стали ужесточаться международные нормы, оговаривающие токсичность выхлопа бензиновых и дизельных двигателей. Для нейтрализации отработавших газов нашли применение блоки из керамики, покрытой редкоземельными металлами, обеспечивающими разложение оксидов азота и дожигание углеводородов и угарного газа.

На автомобиле Prius 20 используется двойной конвертер с датчиками кислорода, обеспечивающими корректировку состава топливной смеси.

Какие функции выполняет

Устройство обеспечивает:

  • снижение концентрации угарного газа и оксидов азота до норм, соответствующих Евро-4;
  • устранение из выхлопа остаточных углеводородов, являющихся компонентом смога и неприятного запаха.

Где находится

Устройство прикреплено к выхлопному коллектору двигателя и частично находится под днищем автомобиля. В трубопроводах предусмотрены резьбовые втулки для установки датчиков кислорода (лямбда-зонда), подключенного к блоку управления мотора. Снизу конвертер закрыт брызговиком моторного отсека, но отмечены случаи воровства каталитических нейтрализаторов, которые сдают в пункты приема.

Где находится
Устройство находится под днищем автомобиля.

Ошибка катализатора на Toyota Prius

Системы распределенного впрыска топлива оснащены блоками управления с поддержкой самодиагностики. В случае обнаружения ошибок (например, выхода параметра за допустимые рамки или отсутствия сигнала обратной связи от датчика) в память контроллера заносится ошибка. Одновременно в комбинации приборов включается оранжевый индикатор Check Engine, предупреждающий водителя о поломке и необходимости диагностики электронных цепей сканером.

Прибор подключают к разъему OBD-II, расположенному под пластиковой облицовкой панели приборов.

Отчего возникает

Основной причиной ошибок является разрушение восстанавливающего слоя на керамической вставке, которая плавится и перекрывает проходное сечение. Датчики кислорода подают неверные сигналы, что приводит к фиксации ошибки. Другой причиной является обрыв или короткое замыкание кабелей проводки, идущих от лямбда-зондов к контроллеру. Ошибка может фиксироваться при пропусках зажигания в одном или нескольких цилиндрах либо использовании топлива с пониженным октановым числом.

Как исправить

Владелец может удалить ошибку из памяти блока (например, при помощи диагностического сканера), если неисправность носила случайный характер, то можно продолжить эксплуатацию автомобиля. Если индикатор включается снова, то следует проверить состояние жгутов проводки на Toyota Prius. В случаях необратимого повреждения каталитического нейтрализатора понадобится удалить узел или установить новый модуль оригинального производства либо позаимствованный от автомобилей российского изготовления.

Check Engine
В случае обнаружения ошибок включается Check Engine.

Что лучше: удаление или замена катализатора на Приусе 20

Удаление каталитического конвертера предусматривает необходимость перепрограммирования контроллера двигателя либо установки имитатора датчика концентрации кислорода. В противном случае будет постоянно гореть индикатор Check Engine с одновременным повышением расхода топлива. При прохождении официального технического осмотра норма токсичности выхлопа не уложится в допустимые рамки. Установка нового нейтрализатора потребует инвестиций, но обеспечит соответствие автомобиля экологическим стандартам Евро-4.

Как удалить катализатор Тойоты Приус 20

Поскольку при прохождении технического осмотра инспекторы не заостряют внимание на токсичности отработавших газов, то владельцы предпочитают убрать отслуживший нейтрализатор. Изделие можно сдать на пункт приемки, цена зависит от содержания редкоземельных элементов и территориального расположения скупки.

В среднем владелец может получить 15–20 тыс. руб. (тариф по состоянию на середину 2021 г.), которых хватит на оплату услуг автосервиса.

Что потребуется

Для выполнения работ понадобятся:

  • гараж со смотровой ямой или подъемник;
  • набор гаечных ключей и головок;
  • электрическая машинка с абразивными кругами;
  • сварочный полуавтомат;
  • специальная вставка для гашения пламени и снижения звука выхлопа;
  • диагностический сканер с поддержкой функции перепрограммирования контроллера;
  • подходящая для Prius 20 прошивка ЭБУ двигателем.
Гараж
Для выполнения работ понадобится гараж со смотровой ямой.

Пошаговая инструкция

Краткий алгоритм снятия нейтрализатора отработавших газов:

  1. Установить автомобиль в рабочую зону и дождаться снижения температуры выхлопной системы.
  2. Демонтировать брызговики двигателя и снять разъемы датчиков кислорода.
  3. Отвернуть лямбда-зонды, предварительно пропитав резьбу жидкостью WD40 или аналогом.
  4. Разъединить фланцы и снять выхлопную систему от гофрированной секции, которая остается на выпускном коллекторе мотора.
  5. Отвернуть болты фланца на глушителе и демонтировать трубу с нейтрализаторами и резонатором.
  6. Разрезать абразивным инструментом корпуса конвертера и вынуть содержимое.
  7. Установить в полость первичного нейтрализатора пламегаситель и заварить окно сварочным полуавтоматом. Полный размер вставки, изготовленной из легированной стали, должен соответствовать габаритам корпуса катализатора. Средняя цена элемента составляет 2 тыс. руб., при отсутствии пламегасителя повышается шум при работе двигателя и ускоряется износ выхлопной системы.
  8. Ввернуть в резьбовые втулки обманки, имитирующие работу датчиков кислорода, или металлическую заглушку.
  9. Установить выхлопную систему на место, используя новые прокладки и болты. Одновременно следует осмотреть гофрированную секцию, при пробеге более 100 тыс. км сильфон начинает пропускать выхлопные газы. Отремонтировать узел невозможно, следует смонтировать новую гофру подходящих размеров.
  10. Перепрограммировать контроллер двигателя, используя прошивку для Евро-2 с отключенной обратной связью от лямбда-зондов. Если предусматривается использование обманок, то можно оставить стандартное программное обеспечение, но существует риск периодического появления ошибок по системе дожигания отработавших газов.
  11. Произвести пробный запуск мотора и убедиться в отсутствии утечек выхлопных газов, при корректно выполненной прошивке индикатор Check Engine не включается.

Как заменить катализатор на Prius

Если владелец планирует сохранить экологические параметры, то понадобится установить каталитический нейтрализатор оригинального производства или аналог. Для выполнения работ потребуется снять выхлопную систему с машины и подготовить сварочный полуавтомат и угловую шлифовальную машинку с абразивными кругами.

Заменить катализатор
Чтобы сохранить экологические параметры, устанавливают каталитический нейтрализатор.

Оригинальные запчасти

На автомобилях Приус с кузовом серии 20 используется каталитический нейтрализатор с артикулом 17410-21490. Цена новой детали начинается от 120 тыс. руб. при сроке поставки 6 месяцев, при ускоренной отгрузке за 3 недели цена достигает 175 тыс. руб.

Альтернативой является покупка контрактного катализатора, снятого с разукомплектованной машины.

Изделие обойдется заказчику в 30–40 тыс. руб., но существует риск получения узла, имеющего скрытые повреждения (например, от удара или от длительного использования некачественного бензина).

Аналоги

Альтернативные системы поставляет английская компания BM Catalysts (артикул детали BM91617H). Изделие обойдется заказчику в сумму от 18 тыс. руб., срок ожидания доставки около месяца. Для владельцев, которым требуется быстро отремонтировать машину, подойдет нейтрализатор от автомобилей ВАЗ Нива, обеспечивающий снижение токсичности выхлопа до норматива Евро-4. Возможно использование универсального катализатора URS2334E4, рассчитанного на моторы объемом до 3 л. Стоимость узла составляет около 15 тыс. руб. (цены указаны по состоянию на середину 2021 г.).

Пошаговая инструкция по замене

Последовательность действий при установке нового катализатора (оригинала или изделия от BM Catalysts):

  1. Установить автомобиль на подъемник или смотровую яму.
  2. Снять защитные экраны и выкрутить датчики концентрации кислорода.
  3. Отвернуть болты фланцев, крепящих секцию выхлопной трубы с нейтрализаторами к гофрированному элементу и глушителю.
  4. Аккуратно установить новую конструкцию, смонтировать прокладки фланцев и затянуть болты крепления.
  5. Ввернуть во втулки датчики концентрации кислорода, предварительно обработав резьбу термостойкой смазкой.
  6. Запустить двигатель и убедиться в отсутствии ошибок, связанных с системой дожигания отработавших газов.

Если предполагается использование универсального изделия URS2334E4, то необходимо вырезать старый катализатор при помощи абразивного инструмента. В образовавшийся зазор следует вставить новый нейтрализатор и проварить стыки полуавтоматом. Перед формированием неразъемного соединения следует тщательно выставить элементы, при перекосе ускоряется износ гофрированной секции и появляются усталостные трещины на трубах и корпусах компонентов выхлопной системы. После установки лямбда-зондов и завершения монтажных работ производят пробный пуск двигателя.

Поделиться ссылкой:

Ссылка на основную публикацию