🏁Инструкция по замене ремня ГРМ на автомобиле марки Toyota RAV4


Проводимая при обслуживании кроссоверов Тойота РАВ-4 замена цепи ГРМ предотвращает обрыв изношенного привода, повреждение поршней и направляющих клапанов. Срок службы деталей зависит от условий эксплуатации и модели двигателя. Владелец кроссовера может провести работы самостоятельно, но при отсутствии навыков ремонта лучше передать автомобиль в сервис.

Цепь
Замену цепи ГРМ на Тойота РАВ4 лучше проводить в специализированных сервисах.

Преимущества и недостатки цепи ГРМ

Концерн Toyota использует цепной привод газораспределительного механизма с автоматической корректировкой натяжения в конструкции многих двигателей. Устройство расположено внутри кожуха с герметизирующими прокладками, при работе мотора на сопрягаемые поверхности подается масло.

Смазка обеспечивает отвод продуктов износа с одновременным охлаждением деталей, снижением силы трения, что положительно сказывается на долговечности цепи и шестерен.

Основные преимущества цепного привода:

  • повышенный (по сравнению с ремнем) срок службы;
  • сохранение работоспособности при попадании моторного масла;
  • стойкость к внешним механическим воздействиям;
  • стабильность прочностных характеристик при падении температуры до -40°С и ниже.

Недостатки конструкции, отмечаемые владельцами кроссоверов и сотрудниками сервисных станций:

  • отсутствие демпфирующих способностей из-за жесткости конструкции;
  • повышенный уровень шума при работе;
  • износ шестерен при эксплуатации;
  • увеличение габаритов привода газораспределительного механизма.

Периодичность замены

Модели двигателей, встречающиеся на кроссоверах RAV4, и типы привода ГРМ:

  • бензиновый 3S-FE и дизельный 1CD-FTV – ремень;
  • бензиновые 1AZ-FE, 2AZ-FE, 3ZR-FAE, 3ZR-FE, 2AR-FE, M20A-FKS, A25A-FKS, 2GR-FE, 1ZZ-FE и дизель 2AD-FTV – цепь.

Ресурс цепного привода зависит от условий эксплуатации и доходит до 300 тыс. км. Производитель не регламентирует периодичность обслуживания механизма (в отличие от моторов, снабженных ремнем).

Владелец кроссовера должен определять состояние цепи на двигателях Toyota RAV4 самостоятельно либо в условиях специализированного сервисного центра. Ресурс ремня зависит от климатических условий, рекомендуется устанавливать новый привод через каждые 4 года или 80 тыс. км.

Способы узнать о необходимости ремонта

Косвенным признаком растяжения цепи является потеря динамики, сопровождающаяся ростом расхода топлива и появлением посторонних звуков при работе двигателя.

Дальнейшая эксплуатация опасна перескакиванием звеньев с последующим столкновением тарелок клапанов с днищем поршней. При появлении посторонних шумов владелец может провести диагностику привода только после снятия защитного кожуха газораспределительного механизма.

Если шток привода натяжного башмака выдвинут на 70% и более, то цепь имеет чрезмерное растяжение и подлежит замене.

Дополнительным признаком истирания является биение звеньев на зубьях шестерен распределительных валов, ощущаемое пальцами при покачивании.

При удлинении привода происходит нарушение фаз, фиксируемое датчиком положения. Определить степень износа можно без снятия крышки, подключив компьютер к диагностическому разъему OBD-II. При сильном сдвиге фаз в комбинации приборов может включаться сигнальный индикатор Check Engine.

Особенности замены ремня ГРМ на авто марки Toyota RAV4

Если на моторе использован ременной привод газораспределительного механизма, то при обслуживании меняют ролики и лобовой сальник коленчатого вала. Для выполнения работ понадобятся прокладки под корпусы масляного насоса, клапанной крышки и помпы для циркуляции антифриза.

Одновременно рекомендуется поставить новые уплотнители свечных колодцев, в случае утраты герметичности через кольца начинает сочиться моторное масло.

Резьбовые соединения на шкивах и агрегатах затянуты с большим моментом, для ремонта рекомендуется приобрести специальные ключи с динамометрами.

На шестернях валов имеются насечки для выставления корректного положения деталей. После завершения монтажа следует вручную прокрутить двигатель на 2-4 оборота, проверить положение меток. Если насечки не смещены, то можно до конца собрать мотор и произвести пробный запуск.

Специальные ключи с динамометрами
Специальные ключи с динамометрами для вашего автомобиля.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки к ремонту необходимо приобрести комплект запасных частей (оригиналов или выпущенных альтернативными поставщиками). Также рекомендуется запастись свежей охлаждающей жидкостью и комплектом слесарного инструмента. При пробеге более 200 тыс. км изнашивается не только цепь с натяжным башмаком, но и шестерни валов, которые следует приобрести заранее.

Пошаговая инструкция

Алгоритм действий зависит от поколения кроссовера и типа двигателя. При выполнении работ у владельцев возникают сложности, связанные с плотной компоновкой узлов в моторном отсеке.

Для снижения вероятности ошибки рекомендуется помечать места установки деталей при разборке.

Некоторые владельцы фотографируют процесс обслуживания, снимки позволяют быстро определить назначение узлов при обратной сборке.

Демонтаж

Последовательность действий на примере обслуживания бензинового 1ZZ-FE:

  1. Загнать автомобиль на подъемник или в гаражный бокс со смотровой ямой и бетонным полом.
  2. Снять с двигателя пластиковую декоративную крышку.
  3. Отвернуть болты крепления, вынуть из свечных колодцев индивидуальные катушки зажигания.
  4. Открутить детали, удерживающие на месте защитную крышку газораспределительного механизма.
  5. Снять клапанный кожух вместе с прокладкой, а затем отсоединить клемму с отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
  6. Повернуть ключом механизм натяжения, снять ремень привода навесного оборудования.
  7. Демонтировать жгут проводки генератора, а затем снять сам генератор, прикрепленный к блоку цилиндров болтами.
  8. Установить под поддон двигателя домкрат через деревянную прокладку.
  9. Приподнять силовой агрегат и отвернуть болты крепления опоры, а также клапан регулятора фаз газораспределения.
  10. Отвернуть краны на радиаторе и блоке цилиндров, открыть заливную горловину, слить антифриз в предварительно подставленные емкости.
  11. Приподнять правую переднюю сторону и снять колесо.
  12. Установить под порог предохранительную опору, а затем демонтировать пластиковый щиток в арке, закрывающий доступ к шкиву на носке коленчатого вала.
  13. Провернуть коленчатый вал вручную, совместив метку с насечкой с цифрой 0, расположенной на приливе блока цилиндров.
  14. Проверить положение шестерен распределительных валов, точки на элементах должны находиться одна напротив другой. Если взаимное положение элементов не соблюдено, то сделать 1 оборот коленчатого вала, повторно проверить идентификационные насечки.
  15. Окрасить мелом или эмалью звенья, расположенные напротив насечек на шестерне и муфте механизма регулировки фаз.
  16. Демонтировать натяжной механизм ремня навесного оборудования, предварительно приподняв двигатель домкратом.
  17. Отвернуть болты крепления водяного насоса, демонтировать помпу, пометив расположение фиксаторов (различаются длиной).
  18. Открутить болт крепления, стянуть шкив с носка коленчатого вала. Для стопорения мотора включить 4 или 5-ю скорость, а затем вставить в вентиляционное окно тормозного диска отвертку.
  19. Снять датчик положения коленчатого вала и насос гидравлического усилителя руля.
  20. Демонтировать внешние болты крепления натяжного механизма цепи и вынуть привод.
  21. Отвернуть оставшиеся болты, снять лобовую крышку механизма ГРМ.
  22. Удалить сигнальное кольцо датчика положения коленчатого вала, а затем снять успокоители и башмак натяжения.
  23. Нанести дополнительную метку мелом на звено цепи, расположенное напротив насечки на носке коленвала.
  24. Снять ведущую шестерню и изношенную цепь. Сравнить привод с новой деталью, окрашенные звенья должны совпасть с заводскими идентификаторами, нанесенными черной или желтой эмалью.
  25. Отвернуть болт крепления муфты регулировки фаз, демонтировать приводную шестерню впускного распределительного вала.
  26. Снять эту шестерню.
  27. Очистить привалочные поверхности от остатков старых прокладок или герметика, категорически запрещено вращать распределительные валы.

Сборка с новыми деталями

Алгоритм сборки 1ZZ-FE, производимой в обратной последовательности:

  1. Установить на распределительные валы шестерни, закрепить муфту регулятора фаз клапанов впуска.
  2. Вставить на место новый успокоитель, надеть зубчатое колесо на носок коленчатого вала.
  3. Уложить цепь, совмещая насечки на распределительных валах с окрашенными звеньями.
  4. Монтировать пластину натяжного узла и уложить на место лобовую крышку.
  5. Установить механизм натяжения со взведенной предохранительной скобой, а затем отверткой разрядить узел.
  6. Провернуть мотор вручную на несколько оборотов и убедиться в совпадении меток.
  7. Нанести на цепной привод и шестерни свежее моторное масло, а затем установить все ранее снятые детали.
  8. Проверить работоспособность двигателя, убедиться в отсутствии посторонних шумов и течи масла из-под крышек ГРМ.
Метка
Проверяйте совмещение окрашенного звена цепи с установочной меткой.

Дополнительные советы и рекомендации

В лобовой крышке двигателя имеется сальник, который рекомендуется поменять при ремонте. В некоторых моторах (например, 1AZ-FE) имеется дополнительная цепь для привода масляного насоса.

При монтаже новой детали следует совместить синхронизирующие окрашенные звенья с насечками на шестернях. При сборке следует соблюдать моменты затяжки болтов и гаек, при недостаточном усилии крепления ослабевают от вибраций.

Поделиться ссылкой:

Ссылка на основную публикацию