Существует несколько причин замены дисков на РАВ 4, но для безопасной и комфортной езды требуется подбор в соответствии с характеристиками, рекомендованными производителем. Неверный выбор колес чреват дорогостоящим ремонтом кроссовера.
Заводская комплектация
Эксплуатационные характеристики Тойоты РАВ 4 указываются для заводской комплектации. По умолчанию с конвейера сходят машины со штампованными колесами.
Основные параметры колес автомобиля
В руководстве по эксплуатации указаны характеристики колес транспортного средства. Основными понятиями являются:
- Диск — конструктивный элемент, передающий усилие от оси к покрышке и обратно. На обод диска устанавливается покрышка.
- Ступица — узел, передающий вращение от оси к колесу.
- Обод — место соединения покрышки с диском.
- Вылет — расстояние смещения центра пятна контакта относительно плоскости ступицы. С ростом значения увеличивается выступ колеса наружу, чем меньше значение, тем глубже оно утоплено вглубь машины.
Для каждого колеса допускается использовать несколько типоразмеров покрышек. Обозначение в руководстве 205/60 R17 ЕТ39 указывает, в мм:
- 205 — ширину покрышки;
- 60 — соотношение высоты покрышки к ширине, в %;
- R15 — диаметр в дюймах, R — радиальный тип;
- ЕТ39 – величину вылета.
Наличие в обозначении PCD 5*114,3 (разболтовка или сверловка) указывает на характеристики крепления колеса к ступице, 5 отверстий с расстоянием между их центрами 114,3 мм.
Когда требуется замена дисков на машине
Состояние колес важно для надежного контакта автомобиля с дорожным покрытием. Они обеспечивают сцепление с полотном, управляя транспортом. За эту задачу отвечает протектор. В межсезонье покрышки меняют: зимние — на летние, и наоборот. Основное отличие шин — величина и рисунок протектора, а также твердость резины. Зимние покрышки имеют крупный рисунок, грубый, глубокий, с шипами, обеспечивающий контакт с дорогой. Замена покрышек прописана в ПДД и контролируется инспекторами. Замена может производиться и по другим причинам:
- Износ шин. Глубина протектора на легковом транспорте стала менее 1,6 мм. Этот критерий упоминается в ПДД. Ездить на таких колесах нельзя, поскольку автомобиль может не удержаться на дороге. Замер высоты проверяется на СТО.
- Неравномерный износ. По техническим причинам и недосмотру водителя стираются края или центр покрышки, неверно выполнен развал колес. Такой дефект может стать причиной аварии.
- Механические повреждения. Покрышка получает пробоины, разрывается, происходят оголение корда, расслоение каркаса.
- Старение шин. По ГОСТ срок службы покрышки ограничивается 5 годами. Даже при целом протекторе резина непригодна (теряет эластичность) из-за влияния солнца, перепада температур, воздействия химических реагентов. Особенно опасна такая шина зимой на скользкой дороге.
- Деформация. Чаще всего нарушения геометрии колеса вызываются разрывом корда. Машину начинает трясти, бросает в стороны. Проверка проста — если при качении по ровной поверхности наблюдаются отклонения от равномерного перемещения, «восьмерка» и т. п., колесо (покрышка) подлежит замене.
Частым фактором замены колес является желание обновить облик автомобиля.
Размеры дисков и шин для Toyota RAV4 разных поколений
Размер используемых шин на кроссоверах Тойота РАВ 4 зависит от года выпуска:
- 2-е поколение, с 2000 по 2005 г. — 215/70/R16;
- в период с 2005 по 2010 г. — 235/60 R16;
- с 2010 по 2015 г. — 225/70/R17;
- РАВ4 IV (XA40) (2012-2021) — 235/60/R18;
- RAV4 V (XA50) (2019-2021) — 235/55/R19
Опасность установки больших дисков — возможность трения покрышки о подкрылки и возросшую нагрузку на ходовую машины.
Первое
Первые кроссоверы с 1994 по 2000 г. бессменно комплектовалось дисками диаметром 16″.
Второе
Второе поколение с 2001 г. поставлялось с колесами 17″, а с 2005 г. их диаметр был увеличен до 18″.
Третье
Третья генерация кроссоверов Toyota RAV4 стала комплектоваться 18″ дисками.
Четвертое
Четвертая ревизия Тойоты РАВ 4 с 2019 г. использует размеры 18″ или 19″.
Пятое
Последнее поколение кроссоверов поставляется с дисками 18″ или 19″.
Критерии выбора: на что обратить внимание
При выборе дисков следует руководствоваться исходными параметрами — сезон года, стиль вождения, тип местности. Основные материалы, используемые в производстве колес, — сталь и алюминий. Титан, в силу его высокой дороговизны, не рассматривается. В производстве литья чаще используется алюминий с добавками никеля. Сплав позволяет создавать красивую, эффектную продукцию, не подверженную коррозии и выдерживающую нагрузки легкового транспорта.
Малый вес улучшает динамику машины, маневренность, увеличивает сцепление с дорогой вследствие большей ширины покрышек.
Стальные диски тяжелее — динамика автомобиля хуже. Но зимой вес становится преимуществом, улучшая контакт с дорогой, предотвращая заносы. Рекомендуется применять сплавные диски летом, а стальные — зимой. Кроме того, стальные диски более 16″ сложно найти, поэтому для размеров 17″ и более выбор сужается.
Литые или кованые
Легкосплавные диски делятся на 2 большие группы:
- литые;
- кованые.
Основное различие между ними — технология изготовления. Первые в ходе литья образуют мелкозернистую структуру, наподобие спеченных шариков. В процессе эксплуатации в металле накапливаются микротрещины, невидимые снаружи и невооруженным глазом. В произвольный, непредсказуемый момент времени колесо раскалывается и может привести к аварийной ситуации с тяжелыми последствиями.
Кованый диск обретает волокнистую структуру, что придает больше пластичности изделию и не приводит к расколу, но стоимость ковки превышает цену литья.
Популярные модели дисков
РАВ 4 первого и второго поколений рассчитаны на 16″ диски, широко представленные на рынке. Третья генерация кроссоверов поставлялась на колесах с радиусом 17″ и характеристиками 6.5Jx17 5/114.3 ET39 60,1. Стоимость штампованных дисков незначительно отличается от литых — колесо китайского производства можно найти за ₽2600, а сделанное в Германии (KFZ) — за ₽5200. Если позаботиться о дизайне, то к стальным колесам понадобятся декоративные колпаки, и тогда привлекательность литья возрастает.
На рынке можно найти литые колеса на кроссовер удовлетворительного и хорошего качества, по цене в диапазоне ₽3500-4700. Наибольшим спросом в российских магазинах пользуются диски, описанные ниже.
«КиК KC776 17 RAV4 F»
Завод КиК в Красноярске выпускает несколько вариантов литых дисков 7Jx17 ET39 d60.1 5×114.3 для RAV4 ценой от ₽2780. Покупатель, помимо широкого выбора, получает гарантию производителя, скорое решение всех технических и организационных вопросов и продукцию, полностью соответствующую требованиям российских стандартов.
«Скад Марсель»
Оригинальные колеса SCAD Marseille 7,0×17 5/114,3 ET45 d-60,1 для Тойоты РАВ 4 предлагаются в широкой цветовой гамме — «Алмаз», «Селен», «Графит», «Серебро».
Yamato Kioto-no Amira
Колеса марки Yamato от производителя Minamoto Aluminiumcorp. Отличаются оригинальным дизайном, высоким качеством (производятся в Японии и Китае). В продаже имеется 16″ вариант Yamato Kioto-no Amira (белый) 6.5×16 5×114.3 ET 40 Dia 66.1 для первых поколений кроссовера. Для следующих модификаций поставляется 7×17 5×114,3 ET39 d60,1 ICE.
Replica H-To77
Диски Replica с аббревиатурой WSP изготавливаются в Италии, родине бренда. Также имеются производства в КНР и на Тайване (обозначаются литерами FR, LS и H). Стоимость дисков не ниже ₽6500.
Replay LX119
Легкосплавные диски Replay стали результатом кооперации производителей из РФ и КНР. Особенностью продукции стала бессрочная гарантия от сквозной коррозии металла и сохранности лакокрасочного покрытия. Стоимость полированного колеса Replay LX119 7xR17 5×114.3 ET35 DIA60.1 в Москве составляет ₽10700.
Enkei SC13
Японский производитель Enkei предлагает колеса из легких сплавов методом штамповки под воздействием высоких давления и температуры (кованые). В качестве сырья используется авиационный алюминий. Высокая стоимость дисков Enkei SC13 7×17 5*112 ET42 Dia73.1 (от ₽5500) оправдывается их качеством.
OZ Racing Adrenalina
Производитель дисков OZ Racing находится в Италии. Модели 7.0×17, PCD 5×114.3, ET39 и 8×17 5×112 ET 35 Dia 75 предлагаются на российском рынке по цене от ₽11500. Покрышки этого бренда часто используются автогонщиками и ставятся на элитные спорткары.
YOKATTA Model-32
Инженеры, покинувшие компанию Kosei, основали собственное производство. Они разработали свыше 40 собственных моделей, поставляемых на рынок под брендом YOKATTA. Стоимость модели YOKATTA MODEL-32 BK Y 6,5*16 5/114,3 ET47 d66,1 на российском рынке начинается от ₽6500.
Borbet BS 5
Страна производства — Германия. На российском рынке диски предлагаются по цене от ₽9000. Сопоставимыми характеристиками обладает продукция ENKEI. Продукция Borbet устойчива к ударным нагрузкам и слабо подвержена любым видам деформации.
YST X-19
Китайский производитель Y.S.T. поставляет продукцию в страны Евразии и Америки. Но ее стоимость мало уступает цене аналогичных брендов Европейского союза или Японии. Оригинал модели 7×17, 5×114.3, ET40, D66.1 предлагается на рынке РФ от ₽9500.
Параметры штатных гаек
Литые диски в базовой комплектации Тойоты РАВ 4 крепятся шпильками, гайками с прессшайбой и резьбой M12х1,5. Длина креплений для стандартного штампованного колеса меньше, чем для литого. Посадочное место имеет конусообразную форму с углом наклона к оси болта 60°. Поверхность крепежа должна полностью прилегать к колесу, в противном случае при движении одна из плоскостей будет деформирована или разрушена, диск будет испорчен без возможности восстановления.
Для защиты от кражи колеса один из болтов (шпилек), гаек делается с особой формой головки, которые невозможно открутить без специального ключа, идущего в комплекте с креплением. Для РАВ 4 подходит серия BULLLOCK (KYO-EI), BASIC (ROADHORSE) и другие с различной длиной и размером головки.
Последствия установки дисков внештатных размеров
Замена колесных дисков отражается на внешнем виде автомобиля, но также влияет на его характеристики:
- время реакции на движение руля;
- силу сцепления с дорожным покрытием;
- износ резины;
- величину шума;
- расход топлива.
Диски из алюминия, титана, их сплавов обладают малым весом и способствуют уменьшению расхода топлива, повышают управляемость транспортного средства. Установка колес с широким профилем увеличивает сцепление с сухим дорожным покрытием, но ухудшает его на мокрой или грязной дороге, приводит к росту вероятности бокового заноса. При установке колес нештатных размеров изменяются нагрузки на подвеску, ступицу, подшипники, кузов, сокращая их ресурс.
Подробная инструкция по замене своими руками
Замена колеса является простой операцией и доступна почти каждому водителю. Ее выполнение осуществляется в несколько приемов:
- поставить автомобиль на ровном месте;
- ослабить болты крепления колеса;
- поднять домкратом нужную часть машины, предварительно зафиксировав ее ручным тормозом и подставками под колеса для страховки;
- выкрутить болты;
- снять колесо;
- установить новое (запаску или докатку);
- закрутить крепления без затяжки, желательно нанести на резьбу смазку типа литола;
- опустить машину;
- затянуть болты с усилием, рекомендуемым производителем.
Через несколько километров лучше остановиться и проверить затяжку всех болтов на замененном колесе. Для предотвращения неравномерного износа ступичных подшипников затяжка болтов на всех колесах должна быть одинаковой. Для чего желательно приобрести динамометрический ключ.